Состояние здоровья учащихся — это важный критерий, характеризующий результат деятельности образовательной системы.
Одним из критериев оценки деятельности образовательного учреждения является отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся.
Комплексная оценка состояния здоровья учащихся включает диагностику здоровья в двух традиционных аспектах: физическом и психическом. В психическом здоровье выделяются две подструктуры: социальное и психологическое.
Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования можно разделить на три основные группы:
-
Биологические факторы: утяжелённая наследственность и аномальное развитие.
-
Природные факторы: факторы окружающей среды (химические, физические и биологические факторы малой интенсивности), загрязняющие среду обитания школьников.
-
Социально-экономические факторы: двигательная активность, сбалансированное питание, режим дня, условия обучения и воспитания, микросоциальная среда, организация медицинского обеспечения школьников.
Комплексная оценка состояния здоровья школьников должна предусматривать обязательное определение уровня достигнутого физического, нервно-психического развития, а также степени функционирования организма.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организацию питания обучающихся;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
- профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, наркотических средств и психотропных веществ и других одурманивающих веществ;
- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
- обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.